Россия вчера, сегодня, завтра... (ymedvedev) wrote,
Россия вчера, сегодня, завтра...
ymedvedev

Category:

Два плеча коромысла: глобализация и архаизация

Как-то на lenta.ru в 2010 году задал вопрос Евгению Александровичу Ямбургу, заслуженному учителю школы РФ, директору Центра образования №109. Речь пойдет об образовании в СССР и России, а также об особом пути России в сфере образования и искусства.

Здравствуйте!

Российские учёные, врачи, учителя в СССР были на очень высоком уровне. Недавно один знакомый, живущий в Израиле, поведал мне, что в этой стране пытаются насадить кальку с системы образования США и врачей готовить стали хуже, чем раньше (не секрет, что основной костяк медицины Израиля - выходцы из СССР).

В связи с этим вопросы:

1. А чем не устраивала нас все эти годы перестройки Советская система образования? Почему сейчас мы заново изобретаем велосипед? Или причина именно в том, что мы в 90-е от неё отклонились в сторону "буржуйской" системы, а теперь не знаем, как вернуться?

2. Считаете ли Вы, что система образования должна строиться "под страну" и в каждой стране быть уникальной? Или везде надо делать кальку и заниматься глобализацией в сфере образования?

Спасибо!

Ответ:

1. Было ли хорошим советское образование? Да, по ряду вопросов оно было очень хорошим. Те люди, которые его сегодня сильно критикуют, все получили хорошее советское образование. Многие мои знакомые, переезжая в Израиль, говорили, что наш троечник там сразу становился отличником. Мы привыкли требовать, привыкли к фундаментальным систематическим знаниями (я имею в виду физику, математику, химию, потому что если брать советские идеологические предметы, то там было много вранья). Но естественнонаучное, математическое образование было сильным и давало хороший фундамент. В нем тоже были недостатки, но ничего идеального не существует.

Если сегодня взять наши конкурентные данные согласно программе РISA (Programme for International Student Assessment - тест, оценивающий грамотность школьников и умение применять знания на практике), то мы проигрываем в умении применять свои знания в нестандартной ситуации, в измененных ситуациях. С одной стороны, у нас хорошо готовили врачей, с другой – наши врачи с трудом сдавали экзамены в Германии, Израиле. Там другая фармакология, другие подходы.

Надо оставлять все лучшее, что было у нас, не выбрасывать это и заимствовать тот опыт, который был накоплен в западных странах. Мы не отклонились в сторону "буржуйской системы", потому что она продолжает оставаться советской, то есть вертикальной, принудительной и стандартной. Хорошая "буржуйская система" вариативна, она дает возможность выбирать. Честно говоря, нельзя всех обучать одинаково, дети рождаются разными. Подгонять всех под шаблон - это советская система.

2. Ни то, ни другое. Это два плеча коромысла: глобализация и архаизация. Я считаю, что любое образование, как это ни странно, должно одновременно и модернизироваться, и архаизироваться. Свои ценности и смыслы надо сохранять, но не консервировать. Россия развивалась тогда, когда она училась. В древности Россия училась писать иконы у Византии, в итоге иконы Андрея Рублева и Дионисия ценятся гораздо выше, чем византийские. Пока Россия в XIX веке училась у западного романа, она развивалась. В результате произведения Достоевского и Толстого оказались более значимы, чем высшие образцы западной романистики, того же Бальзака. Как только Россия замыкалась в себе, случались катастрофы.

Вот почему-то японцы не боятся потерять свою "японскость" и сохраняют национальные традиции, при этом накладывая на себя технологии и модернизационную сетку и мощно развиваясь. То есть нужно выбирать не "или-или", а "и одно, и другое".

http://lenta.ru/conf/yamburg/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments