Ловкие строчки Юрия Роста


На вопрос Познера, почему СССР давно нет, а названия типа "Московский комсомолец", "Советский спорт" и др., по-прежнему есть, Юрий Рост ответил:

- Наше население, я боюсь называть его народом, потому что народ для меня это тот, кто несет культуру, язык и кто самостоятельно мыслит. Остальное, вот, значительная часть населения. Вот, население так привыкло жить, и будет так жить, им удобнее...
- А нельзя ли говорить, что вот это советское прошлое, оно в мозгах еще живет?
- А куда же оно денется? И рабство живет. Ведь это был рабовладельческий строй, хотим мы или не хотим...
- Конечно...
- Потому что посмотри... вся эта Россия после освобождения 1861 года... когда это докатилось..? Ну, допустим, конец века, когда кое-как началось...
- Чуть-чуть...
- … началось раскручиваться... начало двадцатого...
- А потом?
- А потом опять... паспорта отобрали…

Далее Рост продолжает:

- Однажды я спросил Аверинцева, это было как раз после смерти Сахарова... я подошел к нему и говорю: я считаю, что хороших народов не бывает. И он сказал: не бывает. Аверинцев. Люди хорошие бывают, а народов хороших - нет.


Далее, Рост апеллирует к В. Астафьеву и цитирует его: русский народ - сука.

Познер не унимается:

- Ты -патриот? И если патриот, то в чем это выражается?
- Знаешь, была такая газета... "Патриот родины"
- Была, да... но, я не помню, что там было написано...
- Тебя не смущает название это?
- Ха-ха-ха...
- Вот это у нас сейчас - "патриоты родины"
- Ну для тебя...
- Я не знаю, я люблю свою страну, и культуру и язык, и друзей, и я люблю, даже, я тебе скажу, боль, которую я испытываю, она меня тоже привязывает.
- А не кажется ли тебе, что боль связана с патриотизмом?
- Я тебе об этом и говорю... и для того, чтобы она была лучше (страна) я должен нормально писать, как Гоголь, как Салтыков-Щедрин, а не приводить себя, как писал Николай Васильевич: "И ну приводить себя в забвение."

Далее Познер интересуется:

- Ты говоришь, что важен отдельный человек, а не общество.
-Да, потому что я очень не люблю больших полководцев, которые воевали людьми, а не умением и не оружием. Когда я читаю, что на Зееловских высотах полегли 300 тысяч человек, то у этих людей были отцы, матери, могли быть дети, жены...
- Это произошло потому что, хотели брать Берлин к определенному числу...
- И определенные люди...чтобы другие не взяли.
- Что тебя радует сегодня?
- Умеренное общение с людьми, удача в работе, написанная может быть ловкая какая-то строчка...

==================================================================================================================
Напомним Росту азы:
"При решении вопроса о тавтологическом характере отдельных сочетаний следует учитывать возможные с течением времени изменения в значении того или иного слова. Так, в наши дни допустимо сочетание патриот своей родины, хотя в слове патриот этимологически содержится уже понятие «родина» (ср. патриот своего края, патриот своего завода – в значении «любящий что-либо, преданный чему-либо»).

Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997.

Заметим, что в речи Роста нет ни тени любви к русскому народу, ни тени сострадания. Намекает на то, что русские остались долго рабами уже после реформы 1861 года и сейчас рабы после развала СССР. Причины рабства, как и причины Революции 1917 года оставляет за скобками, хотя в этом-то и вся соль, это то, о чем либералы могильно молчат. Причины, которые даже по словам русской эмиграции, русских философов, изгнанных из СССР, закономерно привели к двум революциям и слому общественного строя.
В одной из статей Рост говорит: "Иногда я думаю, что русский народ придуман великими нашими писателями XIX века от совестливости и чувства неловкости за свою удачную жизнь. Их немного, этих народных образов. Так и народа во все времена было меньшинство по сравнению с населением.
На фоне темного наполнения страны высвечивались ясные личности. Равные равным. Из думающего меньшинства народа родилась интеллигенция, из меньшинства интеллигенции — небезразличные люди…
"

И невдомек Росту, что именно в интеллигенции Бердяев видит основную причину Революций 1917 года, именно она была проводником революционных идей и их воплощением на практике.

А если люди рабы, то - они быдло, население, не народ. А он, Рост, - свободный. Свободный от "населения", он причисляет себя к "народу", по его мнению к элите, "которых и 1000 на всю страну не набертся", по его словам. Зададимся вопросом: а откуда появляется эта элита? А не из "населения" ли появляются этот "культурный" народ? Могут ли хорошие культурные люди появиться в дурном окружении населения? Может ли роза расцвести на помойке? Напомним, что во времена, когда в Чехии вся элита говорила на немецком, а в России на французском, именно простые, бедные, безграмотные люди сохранили родной язык, который так любит Рост. Тысячи человек недостаточно, чтобы сохранить язык - для этого нужны миллионы. Да, миллионы, этого "населения", без которого язык не сохранить. Даже Даль, составитель великого толкового словаря живого великорусского языка", знавший десятки тысяч слов, за неделю до смерти, прикованный болезнью к постели, поручает дочери внести в рукопись словаря, второе издание которого он готовил, четыре новых слова, услышанных им от прислуги.
Итак, глупо считать, что тысяча человек избранного "народа" может сохранить Культуру народа. Тысяча человек не может хранить всю культуру народа, не в силах защитить и сохранить страну. Стыдно, Вам, Юрий Рост, родиться в 1939 году и до сих пор не понять таких простых вещей. Вы исповедуете культурный расизм, что уже само по себе не имеет ничего общего с культурой. В своих воспоминаниях об Аверинцеве М.Л. Гаспаров пишет:
"Мне однажды предложили: «Не примете ли вы участие в круглом столе "Литературной газеты" на тему: почему у нас мало культурных людей?» Я ответил: «Нет, по трем причинам: во-первых, занят на службе, во-вторых, не умею импровизировать, а в-третьих, я не знаю, почему их мало». Аверинцев мне сказал: «Вообще-то надо было бы прийти и начать с вопроса: считаем ли мы, собравшиеся, себя культурными людьми? Такие обсуждения бесполезны, пока мы не научимся видеть в самих себе истинных врагов культуры»."