Россия вчера, сегодня, завтра... (ymedvedev) wrote,
Россия вчера, сегодня, завтра...
ymedvedev

Categories:

Небоскребы строить экономически не выгодно

Как-то на электронной конференции сайта lenta.ru я задал вопрос архитектору Святославу Гайковичу, члену Градостроительного совета Санкт-Петербурга. В то время остро стоял вопрос о строительстве скандального небоскреба в историческом центре Санкт-Петербурга.

Вопрос:
"И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла"...

Газпрома высится игла

1. Кто, на Ваш взгляд, должен хранить во времени образ города? Насколько далеко потомкам можно отходить от главной идеи, заложенной создателями города, и насколько далеко современный Петербург уже от этой идеи отошёл? В чём по Вашему заключается эта идея и есть ли она?

Известные архитекторы мирового уровня вышли из состава жюри этого проекта. В чём сегодня заключается главная причина перехода вопроса в плоскость, когда "за" и "против" проекта выступают мастера искусств (да не тех), а именно актеры, писатели,которые от руки и спичечный коробок в изометрии не нарисуют? Почему не работают механизмы, позволяющие именно профессиональным архитекторам решать судьбу проекта?

2. Как Вы считаете можно ли в рамках закона, т.е. практически без затрат, остановить грубую силу, подкрепленную десятками миллиардов рублей? Насколько велики шансы на успех у тех, кто не хочет реализации этого проекта?

3. Как Вы оцениваете экономическую эффективность небоскреба, его окупаемость, если таковая вообще возможна? Каково сегодняшнее отношение профессиональных архитекторов к небоскребам в других странах?


Ответ С. Гайковича:

"Ваши три вопроса очень существенны и затрагивают суть проблемы. На самом деле, их у Вас больше.

1. До основной градостроительной идеи Петербурга проект не дотягивает. Несмотря на свои размеры, он в настоящей редакции только разрывает нежную ткань масштаба работ, произведенных многими поколениями за три века. Про мастеров смежных искусств я уже говорил в ответе на вопрос Григория. Я лично, кстати, знаю одного актера (и режиссера) театра, который не только спичечный коробок может нарисовать, но и внятный эскиз своего будущего театра. Однако, этот мастер имеет такт не высказываться по вопросам архитектуры, тем более - публично, тем более - в адрес властей…

2. Шансы велики. Принцип "Can`t buy my love" , к счастью, все еще работает. Я не верю в реализацию этого позорного во многих отношениях проекта. Мне очень жаль тех, – а такие есть – кому он действительно нравится.

3. Экономическая обоснованность башенной части проекта "Охта-центра" откровенно слаба. В любом проекте есть части и детали, которые, если их рассматривать отдельно, не оправданы экономически – шпиль, большой консольный балкон, декор в любом виде и тому подобное. Однако башня, где при наличии достаточной площади участка делается объем с невыгодным соотношением рабочей площади и площади коммуникаций, топит проект, делает его символическим. Это эквивалент сталинской высотки, демонстрировавшей тоталитарную власть за счет хотя и непроизводительного, но огромного труда населения советской страны. Форма небоскреба исторически является следствием очень высокой цены на землю в центрах городов в развитых странах. В Северной Корее строят небоскреб без всякого экономического обоснования. Последствия печальны – пришлось остановиться после огромных затрат."
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments